Сегодня мы были в одном из моих любимых музеев в Сан-Франциско, музее де Янг (de Young). Ходили мы туда на выставку костюмов Жана Поля Готье. Про эту выставку я напишу отдельно. Там можно было фотографировать и у меня много материала. После Готье, мы поднялись на на башню музея и на второй этаж, где представлена постоянная экспозиция, а иногда проходят выставки менее пафосные, чем костюмы Готье, но не менее интересные. В музее де Янг есть зал текстиля, где очень часто представлено собрание по теме текстиля. В этот раз мне несказанно повезло, как я считаю, я попала на удивительную коллекцию анатолийских килимов. Мне, как человеку не чуждому рукоделия, всегда безумно интересны работы с тканями, принтами, ткачество, бисероплетение, конечно же вышивка. Поэтому килим меня очаровал.
Ковры представлены действительно древние - некоторые датировались 16 и 17 веками. Потрясающе, что они сохранились и в превосходном состоянии. И краски не потеряли яркости и насыщенности ни на одну минуту. Музейное скупое освещение не позволяет насладиться красочным великолепием в полной мере, так как если бы эти ковры лежали на изумрудной траве под ярким солнцем. Но для чего же человеку дано воображение, как ни для того, чтобы представить себе что-то.
Каждый килим ткался не просто так, он имел значение и орнаменты перекликались с бытовыми ситуациями, религией. В каждом ковре можно найти краски прекрасной Анатолии - плодородной земли, воды, цветов, краски яркие и одновременно естественные. В основном в экспозиции были представлены шерстяные ковры. Удивляет, как сохранились оттенки, какое умение проявляли в старые времена в искусстве крашения шерсти.
Хотя выставка называлась "Анатолийский килим", но там так же были показаны ковры из Туркмении. Анатолия, прекрасная срединная часть современной Турции, азиатская ее часть, которой близки традиции ткачества Средней Азии.
Я бы с удовольствием бы посетила еще раз эту экспозицию, чтобы внимательно изучить орнаменты каждого ковра. К сожалению, не сфотографировала один из самых интересных ковров, открывающий выставку - насыщенного кораллового цвета, с полосками и вытканными синими мечетями, так что будет еще повод вернуться.
На одной из стен в зале была цитата турецкого и одновременно советского поэта Назыма Хикмета: "Эта земля, по форме напоминающая голову лошади, скачущей по далекой Азии, чтобы погрузиться в воды Средиземного моря - это наша земля" (перевод мой, так что не обессудьте).
Не знаю, можно ли было фотографировать на этой экспозиции, я почему-то не уточнила, но сделала несколько кадров на телефон, вот и пишу сейчас свой айфонопост.
Килим - гладкий тканный двусторонний ковер ручной работы. Искусство ткачество килимов особо было развито в Средней Азии и Анатолии (территория нынешней Турции), выставка проходит при содействии Турецкого культурного центра. Времени у меня было мало, я не очень успела насладиться великолепными коврами, представленными на стенах.
Мне неоднократно приходилось бывать в Турции. И буквально на днях я вспоминала свою поездку в Стамбул - великолепный Константинополь, город который хранит культурное наследие Европы и Азии, где можно увидеть присутствие наиболее древних культур, и в котором все это соседствует и бережно хранится. Сегодняшняя выставка была настоящим подарком, питающим мои воспоминания. В магазинчике продавались яркие красочные турецкие керамические тарелки. Конечно, тут они стоят немыслимо дорого по сравнению с ценами в Стамбуле или даже на обычном турецком курорте. Но полюбоваться на них было очень приятно.
Ковры представлены действительно древние - некоторые датировались 16 и 17 веками. Потрясающе, что они сохранились и в превосходном состоянии. И краски не потеряли яркости и насыщенности ни на одну минуту. Музейное скупое освещение не позволяет насладиться красочным великолепием в полной мере, так как если бы эти ковры лежали на изумрудной траве под ярким солнцем. Но для чего же человеку дано воображение, как ни для того, чтобы представить себе что-то.
Каждый килим ткался не просто так, он имел значение и орнаменты перекликались с бытовыми ситуациями, религией. В каждом ковре можно найти краски прекрасной Анатолии - плодородной земли, воды, цветов, краски яркие и одновременно естественные. В основном в экспозиции были представлены шерстяные ковры. Удивляет, как сохранились оттенки, какое умение проявляли в старые времена в искусстве крашения шерсти.
Хотя выставка называлась "Анатолийский килим", но там так же были показаны ковры из Туркмении. Анатолия, прекрасная срединная часть современной Турции, азиатская ее часть, которой близки традиции ткачества Средней Азии.
Я бы с удовольствием бы посетила еще раз эту экспозицию, чтобы внимательно изучить орнаменты каждого ковра. К сожалению, не сфотографировала один из самых интересных ковров, открывающий выставку - насыщенного кораллового цвета, с полосками и вытканными синими мечетями, так что будет еще повод вернуться.
На одной из стен в зале была цитата турецкого и одновременно советского поэта Назыма Хикмета: "Эта земля, по форме напоминающая голову лошади, скачущей по далекой Азии, чтобы погрузиться в воды Средиземного моря - это наша земля" (перевод мой, так что не обессудьте).
На этом хочется закончить, а про Готье я расскажу на днях. Так что не забывайте меня...
Ой, как здорово! Интересная и познавательная экскурсия.
ОтветитьУдалить