пятница, 6 апреля 2012 г.

Анатолийский килим

Сегодня мы были в одном из моих любимых музеев в Сан-Франциско, музее де Янг (de Young). Ходили мы туда на выставку костюмов Жана Поля Готье. Про эту выставку я напишу отдельно. Там можно было фотографировать и у меня много материала. После Готье, мы поднялись на на башню музея и на второй этаж, где представлена постоянная экспозиция, а иногда проходят выставки менее пафосные, чем костюмы Готье, но не менее интересные. В музее де Янг есть зал текстиля, где очень часто представлено собрание по теме текстиля. В этот раз мне несказанно повезло, как я считаю, я попала на удивительную коллекцию анатолийских килимов. Мне, как человеку не чуждому рукоделия, всегда безумно интересны работы с тканями, принтами, ткачество, бисероплетение, конечно же вышивка. Поэтому килим меня очаровал.
Не знаю, можно ли было фотографировать на этой экспозиции, я почему-то не уточнила, но сделала несколько кадров на телефон, вот и пишу сейчас свой айфонопост.
Килим - гладкий тканный двусторонний ковер ручной работы. Искусство ткачество килимов особо было развито в Средней Азии и Анатолии (территория нынешней Турции), выставка проходит при содействии Турецкого культурного центра. Времени у меня было мало, я не очень успела насладиться великолепными коврами, представленными на стенах.
plates
Мне неоднократно приходилось бывать в Турции. И буквально на днях я вспоминала свою поездку в Стамбул - великолепный Константинополь, город который хранит культурное наследие Европы и Азии, где можно увидеть присутствие наиболее древних культур, и в котором все это соседствует и бережно хранится. Сегодняшняя выставка была настоящим подарком, питающим мои воспоминания. В магазинчике продавались яркие красочные турецкие керамические тарелки. Конечно, тут они стоят немыслимо дорого по сравнению с ценами в Стамбуле или даже на обычном турецком курорте. Но полюбоваться на них было очень приятно.
kilim_1

Ковры представлены действительно древние - некоторые датировались 16 и 17 веками. Потрясающе, что они сохранились и в превосходном состоянии. И краски не потеряли яркости и насыщенности ни на одну минуту. Музейное скупое освещение не позволяет насладиться красочным великолепием в полной мере, так как если бы эти ковры лежали на изумрудной траве под ярким солнцем. Но для чего же человеку дано воображение, как ни для того, чтобы представить себе что-то.
kilim_2
Каждый килим ткался не просто так, он имел значение и орнаменты перекликались с бытовыми ситуациями, религией. В каждом ковре можно найти краски прекрасной Анатолии - плодородной земли, воды, цветов, краски яркие и одновременно естественные. В основном в экспозиции были представлены шерстяные ковры. Удивляет, как сохранились оттенки, какое умение проявляли в старые времена в искусстве крашения шерсти.
kilim_3
Хотя выставка называлась "Анатолийский килим", но там так же были показаны ковры из Туркмении. Анатолия, прекрасная срединная часть современной Турции, азиатская ее часть, которой близки традиции ткачества Средней Азии.

Я бы с удовольствием бы посетила еще раз эту экспозицию, чтобы внимательно изучить орнаменты каждого ковра. К сожалению, не сфотографировала один из самых интересных ковров, открывающий выставку - насыщенного кораллового цвета, с полосками и вытканными синими мечетями, так что будет еще повод вернуться.
kilim_4
На одной из стен в зале была цитата турецкого и одновременно советского поэта Назыма Хикмета: "Эта земля, по форме напоминающая голову лошади, скачущей по далекой Азии, чтобы погрузиться в воды Средиземного моря - это наша земля" (перевод мой, так что не обессудьте).
hikmet
На этом хочется закончить, а про Готье я расскажу на днях. Так что не забывайте меня...

1 комментарий:

  1. Ой, как здорово! Интересная и познавательная экскурсия.

    ОтветитьУдалить